Налог на уши в Тибете

После падения китайско-манчжурской династии Цин 13-й Далай-лама Тхуптэн Гьяцо, духовный и светский владыка Тибета. провозгласил в 1912 году независимость своего государства от пекинского правительства. Он оказался перед необходимостью эту самую независимость отстаивать. Для всего этого нужны были деньги. Но взять их было неоткуда.

На рубеже XIX-XX веков высокогорный оплот буддизма Ваджраяны представлял собой слаборазвитую страну, экономической основой которой было малопродуктивное сельское хозяйство экстенсивного типа. На такой скудной налоговой базе было сложно содержать дееспособное государство. Потому налогами в Тибете были обложены практически все стороны жизни подданных Далай-ламы. Тхуптэн Гьяцо решил создать полноценную армию. Но денег для этого опять не хватало. А поскольку налогами в Стране снегов было уже обложено все, что только можно, придумать новый повод для поборов было не так легко. Однако в 1926 году тибетские чиновники придумали, на чем заработать деньги для солдат. Они предложили ввести пошлину на уши, по одному ляну серебра за штуку. Причем не только людей, но и домашнего скота. Так и было сделано. Те, кто по каким-либо причинам не обладал полным набором органов слуха, имели право на соответствующие налоговые поблажки.
А для уклонистов предполагалось суровое наказание — отсечение неоплаченных ушей. То ли из страха перед ним, то ли благодаря своей сознательности, рядовые тибетцы сполна выплатили оригинальную пошлину, благодаря которой в государстве Тхуптэна Гьяцо появилась собственная армия. Успех этой акции побудил лхасское правительство в следующем году провести еще одну фискальную кампанию подобного рода. На сей раз внимание сборщиков податей было нацелено на носы своих сограждан. Чем он были длиннее, тем больше приходилось платить. Однако, несмотря на нетривиальность методов, поставленных целей Далай-лама XIII достиг. Независимое тибетское государство просуществовало почти полвека, до прихода к власти в Китае коммунистов.
Факт наличия этих налогов неоднократно упоминается китайскими, тибетскими и западными авторами. В западной

специальной прессе сообщалось и о введении на следующий год (1927) Далай-ламой Тхуптэном Гьяцо подушного налога, зависящего от размера носа, причём люди с длинными носами были обязаны платить в два-три раза больше, чем курносые.
Треть населения Тибета в 1959 году были рабы. Треть – крепостные.
Раб был имуществом. Скотиной. Можно было искалечить.
Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. ЕГо обязанность была одна – платить.
Когда платить было нечем – его обращали в раба.
Долги крепостного монастырю индексировались – иногда под 50-80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам забирался человечиной – членов семьи обращали в монастырских рабов. Французская путешественница Александра Давид Неэль в книге «Старый Тибет перед новым Китаем» отметила: «В Тибете все крестьяне являются пожизненными крепостными, среди которых, вряд ли, можно найти кого-то, кому удалось избавиться от долгов».
Мелвин Гольдштейн в своей книге «The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama (University of California Press, 1995)», пишет:
«Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.
Две его предыдущие «инкарнации» в качестве ламы были ретроактивно признаны за его предшественниками, таким образом, превратив первого Далай Ламу в третьего Далай Ламу.
Этот первый (или третий) Далай-лама захватил монастыри, не принадлежавшие его секте, а также уничтожил буддистские письмена, которые выражали несогласие с его претензиями на святость.
Далай-лама, пришедший ему на смену, сибаритствовал, имел множество любовниц, устраивал пышные празднества в обществе друзей и вообще, вел себя не подобающим для своего высокого сана образом. За это он был убит своими священниками. В течение 170 лет, несмотря на признанный священный статус, пятеро Далай Лам были убиты представителями высшего духовенства или своими придворными»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *