Стрит-арт

Стрит-арт (Street art) – искусство, получившее развитие на улицах, а также в публичных местах города. Включает в себя граффити, трафаретное граффити, стикер-арт, постеры, видео проекции, флэш-мобы и уличные инсталляции.

В середине 1960х на улицах Филадельфии стали появляться замысловатые надписи на зданиях, которые в дальнейшем получили название «tags» (тэги). К концу 1960х тэги перебрались на улицы Нью-Йорка и распространились повсюду, покрывая стены вагонов метро. В каждом районе города появились свои «райтеры» (граффити-художник), которые обозначали свою территорию нанесением псевдонима и номера улицы. Первым райтер, который получил признание за пределами собственного квартала, стал Taki 183.

К началу 1970х тэги заполонили уже все возможные поверхности: здания, биллборды, вагоны метро.
В 1972 году, в то время, как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает война, зарождается новый художественный язык. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

В 1973 году появляется новое направление стрит-арта – граффити. Граффити представлял гораздо больше возможностей для самовыражения, чем тэги, что и привело к бурному росту ветви. Каждый райтер разрабатывал свой собственный стиль, который как можно сильнее выделялся бы на фоне стилей других райтеров.

К 1980м годам движение стрит-арта приобрело большие масштабы. Так как тэги заменили граффити, украшением стен стали разного рода лозунги и художественные зарисовки. Однако в это же время деятельность райтеров приравнивают к вандализму и граффити ставятся вне закона. В короткие сроки стрит-арт покидает улицы и становится на грань исчезновения. Спасение пришло в лице искусствоведов, которых заинтересовал стрит-арт и это движение с улиц перешло в галереи и выставочные залы.

В 1989 году появляется пока ещё никому не известный художник Шепард Фейри (Frank Shepard Fairey). Он не занимался рисованием тэгов или граффити, не рисовал картины для выставок. Шепард расклеивал постеры с изображением культового борца 1970-х – Великана Андре (André the Giant Has a Posse), с подписью «Повинуйся». К 2000 году, было расклеено более 1000 000 портретов Андре по всему миру. Это дало повод считать Фейри самым активным уличным художником в мире.

В 1990е во Франции, во время активизации движения уличных артистов, самым самым ярким представителем стал художник Space Invander. Он прославился склеиванием мозаики, на которой был изображён герой видеоигры. Эта мозаика была расклеена в публичных местах по всему миру.

В каждой эпохе выделялись свои герои. Если во времена первой волны таким героем можно назвать Taki 183, то в наши дни таким человеком является Bansky. Он написал несколько книг: Banging Your Head Against a Brick Wall, Wall and Piece, снял фильм о стрит-арте Exit Through the Gift Shop. Его работы появляются по всему миру, а выходки Бэнкси попадают на первые полосы газет. Он доказал, что стрит-арт может быть не только развлечением, но и средством выражения своей точки зрения на происходящее в мире.

Сейчас можно отметить разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *